?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О границах - часть 4

Оригинал взят у aksik в О границах - часть 4
для чего ребенку границы?

в первую очередь, для уверенности, ощущения надежности и постоянства окружающего мира, представления о последствиях тех или иных действий и осознания собственных возможностей.


есть очень расхожее заблуждение, что если границ не ставить, то ребенок будет "свободный и раскрепощенный". совсем наоборот - он будет находиться в постоянных подсознательных поисках этих самых границ и людей, которые их поставят. но поскольку природную потребность детеныша в руководстве и границах не удовлетворили вовремя, то спустя некоторое время эта потребность удовлетворяется каким-нибудь неприятным способом (такие люди пополняют ряды асоциальных групп и различных сект, потому что подсознательно ищут "гуру").
ребенок должен знать, что его ожидает - именно поэтому ему необходимо очречивать пространство и объяснять причинно-следственные связи между действиями. Без этого опыта он будет совершенно беспомощен и неуверен в себе.
Когда ребенок представляет себе границы, он уверен в окружающем мире (то есть, мир неизменен и надежен, там всегда происходит то-то и то-то).
Главное же - ребенок представляет свои возможности. Это абсурд - утверждать, что дети "без границ" лучше представляют себе свои возможности. ребенок не может мыслить абстрактными категориями, эта способность у него не сформирована. Что ему говорит объяснение: "папа скоро придет", "когда наступит зима..." - все это для него пустой звук. Что значит "Скоро"? это когда я доем конфету? Так же, как ребенок хочет конкретики в обозначении пространственных и временных промежутках, так же ему необходимо знать конкретные границы, а не говорить, что он может "все", это как раз вызывает апатию и страх перед действиями. Что значит - все, что угодно? А это? А вот так? И вместо направленных действий ребенок будет тратить львиную долю времени на перебор - а что можно, а как можно, а как еще? Потому что ему необходимо оттолкнуться от чего-то, он не понимает размытых объяснений.
Впрочем, само понятие "без границ" слишком лживое. Когда-то одна из моих методистов объясняла: "Девочки, запомните: дети все понимают на конфетах, а взрослые на деньгах. Трудную задачу переводите в конфеты или деньги, в зависимости от аудитории". Я многократно на своем опыте убедилась в ее правоте :) Итак, перевожу задачу в деньги :) например, родители говорят, что границы их ребенку не нужны, а то вырастет зажатый. Так ли это на самом деле - очень легко проверить. Представим себе, что ребенок дотягивается до папиного бумажника или маминой заначки, выбирает самые крупные купюры и начинает их стричь ножницами. я очень плохо верю, что родители будут следить за его действиями с умилительными улыбками. То есть, границы есть всегда, зависят они прежде всего от человеческой порядочности родителей и их личного морально-нравственного кодекса.Обычно это утверждение "моему ребенку не нужны границы, он будет свободный и раскрепощенный!" основано на отсутствии границ по отношению к другим людям (ребенку не запрещается портить чужие вещи, бить других детей, вести себя плохо по отношению к другим и т.п.), но не в отношении себя (мама обычно все-таки хочет себя обезопасить). ПОэтому вопрос "отказа от границ для детей" прежде всего нравственный в отношении самих родителей, это такая лакмусовая бумажка, проверяющая их собственную порядочность.
3 часть здесь:
http://deti-v-semje.livejournal.com/1778483.html
продолжение про границы следует (по возможности)


Tags:

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com